NEWSLOOK


Главные новости
В мире
Общество
Экономика
   Транспорт
   Металлургия
   Финансы
   Энергетика
   Недвижимость
Спорт
   Футбол
   Хоккей
   Теннис
   Баскетбол
   Единоборства
   Автоспорт
Происшествия
Культура
   Кино
   Музыка
   Выставки
   Театры
Наука
Hi-Tech
   Мобильная связь
   Безопасность
   Софт
   Hardware
Интернет
Новости в блогах
Политика
   Выборы
   Единая Россия
   КПРФ
   Справедливая Россия
   Яблоко
   СПС
Религия
Авто
Туризм
Здоровье
Главные
Страхование

В мире
Мобильная связь
Тема дня
все новости



21.11.17 10:57 Российский баскетболист забросил мяч в кольцо с середины площадки через крышу

Баскетболист Георгий Багров из клуба «Челбаскет» Южно-Уральского государственного университета забросил мяч с середины площадки через конструкцию крыши в матче студенческой лиги против Тюменского индустриального университета «Гвардия». Видео было опубликовано на странице БК «Челбаскет» во «ВКонтакте».



21.11.17 10:54 Владимир Путин объявил о скором окончании военной операции России в Сирии

Президент России Владимир Путин вчера провел в Сочи встречу с президентом Сирии Башаром Асадом, посетившим Россию с рабочим визитом, сообщает пресс-служба Кремля.



21.11.17 10:49 Российский баскетболист забросил мяч в кольцо с середины площадки через крышу





21.11.17 10:47 Барбаро: В последние 10 минут матча с ЦСКА ничего не чувствовал — ни рук, ни ног

Аргентинский полузащитник «СКА-Хабаровск» Алехандро Барбаро поделился впечатлениями от матча 17-го тура РФПЛ с ЦСКА (2:4), который прошёл в Хабаровске при температуре около минус 16 градусов.



21.11.17 10:47 Google поборется с «российской пропагандой» в интернете





Газета Эхо Москвы Египет Киргизия Версия NVIDIA Коммерсант Интервью Московский комсомолец >>

Последние новости сегодня 22.11.2017

Театры

Про шлюху и мента

 

21.11.07 12:00
«Кармен. Исход», по сути, вовсе и не спектакль. Это то, что называется модным словом «проект». И даже в большей степени, чем прошлые работы Андрея Жолдака (он просит называть его Андрiй, но я не знаю, как это правильно склонять, так что пусть извинит). Противники Жолдака обычно упрекают режиссера в том, что от классических текстов, на основе которых он сочинял свои прежние представления, мало что оставалось, но в истории Кармен как раз он многое из сюжета -- не скажу «сохранил», но использовал.

Во-первых, здесь есть Кармен и Хосе, и история любви, и поножовщина, и бегство... Но все это во втором акте. В первом -- очень коротком, получасовом, он называется «Исход» -- семья празднует именины бабушки. Бабушку играет соавтор и партнер Жолдака Маша Миронова, и потому можно понять, что эта бабушка и была когда-то Кармен. Или она домашняя версия Кармен, которая не стала жертвой вседозволенности, не переступила черту, а скромно вышла замуж за Хосе и теперь, в старческом своем слабоумии, только кусает родственников, демонстрируя не полностью еще угасший дикий нрав. Сцена представляет собой довольно неопределенное по назначению пространство, где есть какие-то окна, газовая плита, столы с дрожащими бокалами и три картонных экрана, на которых все время что-то показывают -- то просто крупные планы действующих актеров, а то и снятые заранее кадры (Марию Миронову с яблоком, Елену Кореневу с червяком). Видео для спектакля снимал Алексей Федоров, оператор, работавший с Александром Сокуровым, что важно для Мироновой, с большим пиететом относящейся к этому режиссеру. Действие происходит в наши дни, о чем свидетельствуют виды городских многоэтажек, временами возникающие на экранах...

После первого акта некоторые невинные зрители, случайно попавшие на премьеру модного спектакля, признавались в том, что ничего не поняли. Они, в антракте снимавшие на мобильный телефон рыбок в аквариуме фойе и себя на фоне мемориального стенда Раневской, ждали появления Маши Мироновой в роли красавицы Кармен. И во втором акте, который и называется «Кармен», вроде бы дождались. Но прежде им показали -- на пресловутых экранах -- запись репетиции спектакля, во время которой Жолдак и Миронова обсуждали, как же им быть со сценой на табачной фабрике. Жолдак предлагал -- в порядке, дескать, бреда, чтобы зрителям показали классическую оперу «Кармен» в постановке Дзефиррелли, а Маша сама бы пела. Маша отказывалась, справедливо полагая, что это выглядело бы стебом. И что если уж отрицать традицию, то нужно выйти с пулеметом, из которого и расстрелять всех певцов. Эта мысль очень взбодрила Жолдака...

Расшифровывать все, что каждый из участников вложил в это представление, было бы неверно. У каждого была своя любимая мысль, и каждый ее пытался воплотить. Маша Миронова, например, исследовала границы права женщины на эгоистическое самопроявление и на стихийное нарушение правил. Андрей Жолдак, кажется, увлекся идеей половой агрессии. Художник Юрий Купер (тоже, кстати, работавший с Сокуровым) создавал пространство особой, временной фактуры -- картон, фанера, шифер, -- пространство городского дна, где все антиэстетично, случайно. Все вместе рассказали историю шлюхи по имени Кармен и мента по имени Хосе, которые бежали вместе и потом скитались по притонам, время от времени сталкиваясь с грубой действительностью и убивая особо надоедливых. Кругом, впрочем, тоже торжествует насилие и агрессия. Эта агрессия из яви переходит в сны, где для ее реализации уже нет никаких ограничений и где Кармен лупит из винтовки почем зря, не причиняя, впрочем, никому особого вреда.

Это -- что касается смыслов, а по форме в этом мультимедийном представлении шло порой избыточное, давящее на слух и зрение, изобильное визуальное пиршество. Один из основных приемов, наиболее часто повторяющийся в этой постановке, -- воспроизведение на экранах того, что существует на сцене в реальном времени, но скрыто от глаз зрителей, потому что происходит в коробке, в ящике, в закрытом пространстве. Зрители протестовали, вместо театра получив кинопроекцию, и в какой-то момент начался массовый исход из зала, как раз когда события окончательно запутались, а часть персонажей под грубые крики предалась игре в очко, в наглухо закрытом для зрителей помещении вроде строительного вагончика... Два человека с видеокамерами передавали изображение происходящего внутри вагончика на экраны...

Но было бы напрасно утверждать, что в этом какофоническом звучании, в этом параде трюков и вставных эпизодов вовсе нет смысла, сюжета, эмоций. Все это просто по-иному организовано, вне житейской логики и без всякой гармонии. Продюсер спектакля Мария Миронова выступает его интерпретатором, стремясь подчинить себе буйство фантазии режиссера. Но Жолдак плохо поддается усмирению, его захлестывает -- еще вот так, а потом еще и этак, и еще раз по-другому, а вот тут пусть будет что-то такое... На мой взгляд, совсем излишни для его режиссуры любые слова, кроме коротких, совсем минималистских реплик. Слова кажутся фальшивыми и назидательными, даже если это слова Экклезиаста, а вот надпись над произносящей эти хрестоматийные фразы актрисой: «Маша с винтовкой под дождем» -- странным образом жива и уместна. Смысл в спектакле появляется вовсе не там, где его пытаются сформулировать, но в зазорах и трещинах между документальностью и абсурдом -- в дымящихся кастрюлях на балконе, где орудует вечно застревающая в проеме двери соседка; в неожиданном озвучании страстных любовников, синхронно открывающих рот под чужое пение; в немотивированном завывании Кореневой «Волки! Волки!», обрамляющем лекцию о поведении хищников; в зазывном «Меня зовут Кармен. Ты меня хочешь?», на автомате произнесенном усталой работницей фабрики любви... Там, где нет пафоса, а есть подмигивающая, озорная режиссерская природа, умеющая превращать мертвые предметы в живые.

«Кармен» Жолдака смущает и ошарашивает, раздражает и будоражит, вызывает недоумение и даже негодование, но это и есть те вожделенные эмоции, которые современный театр обычно не вызывает, та реакция, которая необходима его заболоченному художественному пространству, которое должно наконец впустить в себя ту реальность, которой наш театр последнее время чурается. Как ни странно, спектакль, задуманный как предостережение от вседозволенности, скорее служит доказательством того, что в искусстве не только можно, но и необходимо нарушать границы и выламываться из правил. Другое дело, что совершить этот революционный шаг очень трудно. Почти невозможно. Ибо нет ничего нового под солнцем и все уже было.



Того Телефон Версия

Сказка для взрослых
Петербургский театр потерял Муму
Слоеный пирог
Мариинский театр проводит на пенсию ослицу Монику
Ученого пса уволили из театра за талант

Роберт Гейтс привез в Индию предложения от Lockheed Martin и Boeing
Главу секретариата Ющенко обвинили в контрабанде машин и водки
Джейн Фонда выругалась в прямом эфире телешоу
Плавные печали
Как человек