NEWSLOOK


Главные новости
В мире
Общество
Экономика
   Транспорт
   Металлургия
   Финансы
   Энергетика
   Недвижимость
Спорт
   Футбол
   Хоккей
   Теннис
   Баскетбол
   Единоборства
   Автоспорт
Происшествия
Культура
   Кино
   Музыка
   Выставки
   Театры
Наука
Hi-Tech
   Мобильная связь
   Безопасность
   Софт
   Hardware
Интернет
Новости в блогах
Политика
   Выборы
   Единая Россия
   КПРФ
   Справедливая Россия
   Яблоко
   СПС
Религия
Авто
Туризм
Здоровье
Главные
Страхование

В мире
Мобильная связь
Тема дня
все новости



16.01.18 11:04 Полиция определилась со стоимостью дрифта возле Исакия





16.01.18 10:58 СМИ: «Спартак» интересуется польским защитником Саламоном

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Московский «Спартак» заинтересован в приобретении польского футболиста Бартоша Саламона, который выступает за итальянский СПАЛ, сообщает сalciomercato.com.



16.01.18 10:56 Миша Зверев не смог доиграть стартовый матч Открытого чемпионата Австралии

Немецкий теннисист Миша Зверев не смог завершить поединок первого круга Australian Open против корейца Хён Чона. Игра была остановлена во втором сете при счёте 2/6, ¼. Причины отказа немца на данный момент неизвестны.



16.01.18 10:56 Australian Open. Наталья Вихлянцева потерпела поражение от Леси Цуренко

63-я ракетка мира, россиянка Наталья Вихлянцева, уступила украинке Лесе Цуренко, занимающей 43-ю строчку рейтинга WTA, со счётом 6/3, 3/6, 4/6 в первом круге Открытого первенства Австралии.



16.01.18 10:54 В Германии автобус со школьниками врезался в жилой дом





Газета Эхо Москвы Египет Киргизия Версия NVIDIA Коммерсант Московский комсомолец Интервью >>

Последние новости сегодня 16.01.2018

Выставки

Зигзаг удачи

 

19.06.08 12:00
Был ли у Советской России конца 20-х годов прошлого века альтернативный тоталитарному путь? Куратор Екатерина Деготь уверена, что был. Она связывает его с идеями Троцкого, с торжеством пролетарской этики, принципа демократии, идеологии мировой революции и интернационализма. Называет «левым зигзагом» власти. Хронологически заключает в рамки 1926 (партийная оппозиция по вопросу о НЭПе) -- 1936 (принятие сталинской Конституции). Этот период в искусствоведении засвечен слабо. Г-жа Деготь объясняет причину так: «Для программной выставки русского авангарда «Великая Утопия» (1992) искусство конца 1920 -- начала 1930-х было слишком «правым» в формальном смысле, а для нормативных выставок искусства сталинского времени -- «Агитация за счастье» (1994) и «Коммунизм -- фабрика мечты» (2003) -- слишком левым в политическом отношении». Потому большинство мастеров искусства «левого зигзага» забыто, а работы их подвергнуты остракизму и томятся в запасниках больших музеев (Третьяковки) и выставочного центра РОСИЗО. Откуда их и вытащили на всеобщее обозрение в зал Новый Манеж.

Екатерина Деготь к заманчивому зигзагу обращается не первый раз. В 2005 году в рамках фестиваля «Европалия» в бельгийском городе Льеже она показала выставку «Советский идеализм. Живопись и кино. 1920--1939». Мессидж был тот же: на материале вызволенной из архивов РОСИЗО и Третьяковки живописи конца 20-х -- 30-х годов показать упущенные возможности альтернативного тоталитарному пути развития левого проекта. Признаться, экспозиция в рабочем бельгийском городке не убедила. Троцкистская линия «рабочей демократии» не узнавала себя ни в помпезных соцреалистических орясинах, украшавших дома культуры и сосланных затем в РОСИЗО, ни в хрестоматийных работах Дейнеки, Лабаса, которые ни с чем радикальным давно уже не соотносятся, а убеждают как раз тем, чему по определению должны быть оппозиционны -- качеством музейности, станковой «сделанностью». То есть идеи альтернативного троцкистского пути воспринимались заманчивой ширмой обыкновенной выставки советского искусства «на экспорт».

Вторая попытка прощупать зигзаг, сделанная в содружестве с Московским музеем современного искусства, многими российскими музеями и частными собраниями, вышла намного удачнее. Прежде всего потому, что новая выставка «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926--1936» оказалась выставкой премьер. Действительно, малоизвестный материал. Действительно, умопомрачительная иконография и сюжеты, невозможные ни в официальном искусстве Страны Советов, ни в авангарде. После просмотра во всех смыслах диковинных полотен Георгия Рублева, Бориса Гурвича, Юрия Щукина, Бориса Голополосова, Сергея Кольцова понимаешь: да, именно вот так оно и происходит, когда рафинированное авангардное формотворчество (методы сюрреализма, экспрессионизма, кубофутуризма, супрематизма) апроприируются «радикально антиинтимным» рабочим агитпропом. Вот на макете росписи клуба дивизии ОСНАЗ ОГПУ им. Дзержинского художниками бригады Вхутеина (Высшего художественно-технического института) в море алых стягов плывет детски нарисованная фигурка Ленина с выброшенной вперед левой рукой. За Лениным почему-то пролетарий афроамериканского происхождения. А на картине Юрия Щукина «Водный праздник» в фонтанных брызгах и в свете прожекторов, полосующих небо, изрыгает огонь и воду установленная на середине водоема агитационно-массовая «шутиха» в форме капиталиста в цилиндре и со свастикой на груди. А Дмитрий Шестопалов нарисовал в 1928 году лакеев империализма ну совершенно так, как сегодня рисует Костя Звездочетов (то есть в манере журнала «Крокодил»). И подобострастно несут эти лакеи седобородому пауку-капиталисту макеты конструктивистских фабрик и заводов, композиции которых забавно рифмуются с фантастическими увражами великого авангардиста-визионера Якова Чернихова. А «Рабочий» Леонида Чупятова закрыл голову супрематическим красным кругом Эль Лисицкого. А в натюрморте Аркадия Фридриха среди покрышек и дамских туфель ползают белые гуманоиды и маленькие зайцы с медведями (игрушки, видимо). И называется сей концептуальный опус начала 1930-х «От соски до автошины (Все из советской резины)». А у ученика Филонова Бориса Гурвича одетые в противогазы матросы бегают по кораблю, словно межгалактические существа из мультфильма «Тайна Третьей планеты». Инсценирована «Общая химическая тревога на корабле»... И в общем соглашаешься с куратором, что искусство сие велико есть. Прежде всего своей пластической невменяемостью, несуразностью, невписанностью в узнаваемый культурный контекст. Эта скорректированная народным сознанием авангардная образность действительно уникальна, т.к. показывает обратный путь возвращения рафинированного искусства модернизма в материнское лоно, туда, откуда родилось, -- в народную картинку, лубок, вывеску. И в общем-то эти пластические мутации суть самое ценное в этом альтернативном «левом зигзаге». Они примиряют с мыслью о том, что честная жизнь авангарда в несвободной стране могла продолжаться лишь в наивных и детских жанрах, как то мультфильмы, книжки для маленьких и плакаты. Волей-неволей этим же инфантильным «честным жанром для маленьких» увлеклась и куратор в замечательном тексте прекрасного каталога выставки. Текст называется «Эстетическая революция культурной революции». Там на полном серьезе утверждается, что с образованием в 1932 году Союза художников были восстановлены «нормы демократического плюрализма -- неотъемлемая часть буржуазной картины мира», а «Черный квадрат» Малевича меркнет перед радикализмом культурной революции рубежа 1920--1930-х годов, первой критики авангардного проекта слева». Критики, уточняет куратор, в формах антифетишистского противостояния рыночным ценностям (апология непрофессионализма) и бригадного метода организации арттруда. Ну очень мило. Попадание в стиль картин одного из самых трогательных героев выставки, самодеятельного живописца Макара Корнеевича Мухи -- стопроцентное!



Фабрика

Джефф Кунс установит в Версале нержавеющего кролика
Третьяковка открыла запасники XX века
Ничего не жалко
Молодо. Увы, не зелено
Церкви переданы экспонаты из музеев Московского Кремля

Нью-йоркский музей обнаружил у себя подделки
Произведением искусства стали бегающие по музею спортсмены
Про куратора
Архитектору Фрэнку Гери присудили "Золотого льва"
Галерея "Проун" покажет графику Жюля Паскина